В 1889 г., в год своей смерти, Винсент Ван Гог написал письмо своему брату Тео. «Говорят — и я готов в это поверить, что трудно познать себя, но и рисовать себя нелегко». Познать себя в полной мере в процессе творчества было целью всей жизни великого постимпрессиониста. За свою карьеру он создал 30 автопортретов, которые, выступают в качестве наглядной автобиографии, если их расположить в хронологическом порядке. Иногда автопортреты, созданные на поздних этапах карьеры, оказываются самыми реалистичными изображениями художников. Ниже представлены несколько всемирно известных работ.
Рембрандт ван Рейн, Автопортрет в возрасте 63 лет, 1669 год.
Рембрандт ван Рейн, Автопортрет в возрасте 63 лет (1669)
Рембрандт — великий художник Золотого века голландской живописи, добившийся коммерческого успеха благодаря своему исключительному изображению светотени. В течение 40 лет он создал десятки автопортретов. В этих работах прослеживается его эмоциональная и творческая зрелость. Первый важный автопортрет Рембрандта «Смеющийся» (1628) написан в сдержанной, ограниченной палитре короткими мазками. Представленный здесь автопортрет, один из последних и свидетельствует о гораздо более технически подкованном художнике — края его фигуры заметно четче. Здесь он мрачно смотрит на зрителя и выглядит заметно уставшим.
Фрида Кало, La Columna Rota, 1944.
Фрида Кало, «Сломанная колонна» (1944)
Фрида Кало попала в тяжелую автомобильную аварию в раннем возрасте, что привело к пожизненным мучениям, которые стали неразрывно связаны с ее самовосприятием и мироощущением. «Я пишу автопортреты, потому что часто бываю одна, а себя я знаю лучше других». В течение жизни она перенесла множество операций на позвоночнике и часто писала свои картины, будучи прикованной к постели. Во время создания «Сломанной колонны» Кало была затянута в металлический корсет, обеспечивающий поддержку спины, который она отразила в своем автопортрете. Фрида стоит одна в безлюдном месте, корсет служит единственной опорой для расчлененного тела. И хотя по ее лицу текут слезы, она, как всегда, смело смотрит на зрителя. Вместо позвоночника изображена переломленная колонна.
Пабло Пикассо , Автопортрет, 1972 год.
Пабло Пикассо, Автопортрет (1972)
Пикассо рисовал вплоть до того момента, как умер в возрасте 91 года. Автопортрет «Перед лицом смерти», рисунок мелком на бумаге, был завершен в течение нескольких месяцев и остается одной из самых известных работ, созданных в конце его карьеры. По словам друга Пикассо Пьера Дайша, во время посещения студии Пикассо, «он держал рисунок рядом со своим лицом, чтобы показать, что выражение страха было искусственным». Вернувшись в студию Пикассо несколько месяцев спустя, он увидел, что рисунок приобрел еще более грубые черты. «У меня возникло острое ощущение, что он смотрел в лицо собственной смерти, как настоящий испанец». Окончательный вариант работы, названный «Автопортрет перед лицом смерти», напоминает маску чистой тревоги, нарисованную морским зеленым и молочно-розовым цветом. Широко раскрытые глаза автора смотрят сквозь зрителя, выражая молчаливое принятие надвигающейся смерти.
Франсиско Гойя, Автопортрет с доктором Арриетой, 1820 год.
Франсиско Гойя, Автопортрет с доктором Арриетой (1820)
Картина маслом «Автопортрет с доктором Арриетой», была одной из последних среди многочисленных автопортретов Гойи. В 1819 году испанского художника поразила внезапная болезнь; за несколько лет до этого он частично оглох, страдал головокружением, а также другими недугами. Диагноз стал предметом многочисленных исторических исследований и только в 2017 году американские ученые установили, что художник страдал синдромом Сусака. Гойя написал картину, представленную выше, в знак благодарности за помощь врача. На ней изображен художник, лежащий в постели, ослабевший, хватающийся за простыни, на руках у Арриеты. Тени зрителей теснят дуэт, который освещен яркой, наполненной надеждой палитрой. На картине имеется надпись: «Гойя, в благодарность своему другу Арриете: за сострадание и заботу, с которыми он спас ему жизнь во время острой и опасной болезни, которой он страдал в конце 1819 года на семьдесят третьем году жизни».
«Автопортрет Мунка: Между часами и кроватью».
Эдвард Мунк, Автопортрет. Между часами и кроватью (1940–43)
Эдвард Мунк не слыл жизнерадостным человеком. «Мой страх перед жизнью необходим мне, как и моя болезнь», — написал однажды норвежский художник. «Без тревоги и болезни, я как корабль без штурвала». Мои страдания — это часть меня самого и моего искусства». Он добился известности благодаря своим поразительным картинам страданий и одиночества, наиболее известной из которых является «Крик» (1893). В дальнейшем Мунк все больше замыкался в себе и последние 27 лет прожил в уединении в своем доме под Осло, где после его смерти в 1944 году власти обнаружили тысячи произведений искусства. Среди них был «Автопортрет. Между часами и кроватью», на котором он изобразил себя одиноким и напряженным, с впалыми глазами, которые контрастируют с яркими цветами кровати и часов, символами его смерти. Позади него — открытая дверь, за которой ждут его знаменитые работы.
Винсент Ван Гог, Автопортрет в Осло, 1889 год.
Винсент Ван Гог, Автопортрет из Осло (1889)
Автопортреты Ван Гога являются одними из самых узнаваемых произведений искусства в мире. Он не мог позволить себе натурщика и был вынужден использовать собственное отражение, чтобы практиковаться в живописи. Около 25 автопортретов были завершены в Париже в период с 1886 по 1888 год. Последний из них, написанный за год до самоубийства, он описал как «довольно неопрятный и печальный… что-то вроде лица смерти». Он выполнил представленную здесь работу, находясь в психиатрической клинике в Сен-Реми, где лечился от психоза и депрессии. Он наблюдает за зрителем сбоку, как будто не может смотреть вперед. В письме, написанном во время его пребывания здесь, он описывает эту картину как «попытку, предпринятую, когда я был болен».