Обращаясь с большим интересом к миру природы, Клод Моне создавал работы, отражающие магические нюансы и тонкости, которые он наблюдал на необъятных морских горизонтах, тихих прудах с лилиями и в других живописных местах. Его искусство сыграло ключевую роль в развитии импрессионистского движения в XIX веке, и хотя критики вначале высмеивали его, сегодня он очаровывает публику во всем мире. Его картины можно найти в коллекциях крупных международных музеев, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Чикагский институт искусств, Национальную галерею в Лондоне и многие другие.
В молодости Моне узнал о технике пленэра от художника Эжена Будена.
Моне родился в 1840 году в городе Гавр во французском регионе Нормандия, месте, которое станет объектом ряда его картин. В 1859 году Моне переехал в Париж и в 1860 году поступил в Академию Сюиса (Académie Suisse), частную художественную школу, существовавшую в Париже с 1815 по 1870 год. Примерно в это же время французский художник Эжен Буден научил Моне техникам пленэра, которые станут центральными в практике художника. В этот период Моне также учился у голландского пейзажиста Яна Бартолда Йонгкинда, и в 22 года Клод присоединился к парижской студии художника Марка Габриэля Шарля Глейра, который был в основном известен своими мифологическими сценами, наполненными богатыми образами. Глейр также продолжал обучать некоторых современников Моне, включая Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и других.
Клод Моне, На берегу Сены, Беннекур, 1868, холст, масло. Чикагский институт искусств.
На некоторых из самых ранних работ Моне изображена Камилла-Леони Донсьё.
Моне запечатлел свою возлюбленную Камиллу-Леони Донсьё на нескольких своих ранних картинах, включая Камиллу (Женщина в зеленом платье) , фигуративную картину 1866 года, изображающую женщину, щеголяющую длинным шлейфом своего изумрудного платья, и “На берегу Сены, Беннекур”(1868), который показывает идиллический вид на набережную и намекает на развитие импрессионистического стиля Моне. Хотя он еще не полностью сформирован в последней картине, фирменный почерк Моне в конечном итоге представляет собой радикальный отказ от господствовавшего в то время реализма, который отдавал предпочтение образам, подчеркнутым из обычной жизни. Моне и Донсьё поженились в 1870 году после рождения первого сына Жана. В том же году пара бежала от хаоса франко-прусской войны в Лондон, где Моне встретил французского коллекционера Поля Дюран-Рюэля. Дюран-Рюэль был тесно связан с импрессионистами, как сторонник их авангардного стиля. Также в Лондоне на творчество Моне оказали влияние английские художники-романтики Джон Констебл и Уильям Тёрнер.
Клод Моне, Впечатление, Восход солнца, 1872 г., холст, масло.
В начале 1870-х годов работы Моне отвергаются крупными учреждениями.
Пока Моне жил в Лондоне, его работы были исключены из выставки 1871 года в Королевской академии живописи и скульптуры. В том же году он вернется во Францию, чтобы обосноваться в парижском пригороде Аржантёй. В течение следующих нескольких лет художник приступил к реализации нескольких крупных проектов. Он завершил свою знаменитую картину “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872, а через два года эта работа дебютирует на Первой выставке импрессионистов, организованной Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и граверов (Société Anonyme des Artistes) на бульваре Капуцинов в Париже. Группа получила свое название от художника и критика Луи Лероя, который, посетив выставку, ввел термин «импрессионисты» как уничижительный. В эти годы Моне столкнулся с серьезными финансовыми трудностями и изо всех сил пытался добиться коммерческого успеха как художник.
Клод Моне, Отлив в Варанжевиле, 1882 г., холст, масло.
В 1880-х годах Моне начинает обширно выставлять свои работы.
В течение следующего десятилетия Моне провел выставки в Парижском салоне и галерее Дюрана-Рюэля в Париже, а также ретроспективу 145 картин в галерее Жоржа Пети. Его острый интерес к миру природы оставался определяющей частью его практики, а картины морских пейзажей и прибрежных скал были среди его любимых объектов в течение этих лет. Например, “Отлив в Варанжевиле” (1882 г.) изображает болотистый участок земли под внушительной приморской скалой. После смерти своей первой жены Камиллы-Леони Донсьё в 1879 году Моне женился на женщине по имени Алиса Ошеде, вдове одного из покровителей художника, коллекционера произведений искусства Эрнеста Ошеде.
Моне поселился в Живерни, где он создал свои самые знаковые картинные серии.
В начале 1890-х годов Моне купил недвижимость и землю в деревне Живерни в Нормандии. Сады художника и пруд с водяными лилиями послужили богатым источником вдохновения для его самых известных картин; сегодня они являются популярными туристическими направлениями. Он создал сотни картин с водяными лилиями за последние 30 лет своей жизни, исследуя сказочные эффекты отражений цветов в воде как на малых, так и на больших полотнах. В течение 1890-х годов Моне также создал свою знаменитую серию “Руанский собор”, а также серию “Стогов сена”, которая была представлена в галерее Дюрана-Рюэля и обрела широкую славу после своего дебюта.
Клод Моне, Парламент, заходящее солнце. 1903 г., холст, масло.
Художника вдохновляли встречи за границей в конце его карьеры.
С начала 1880-х до начала XX века Моне совершал поездки, чтобы рисовать серии, посвященные средиземноморским морским пейзажам в Италии и достопримечательностям Лондона, включая “Парламент” и “Мост Чаринг-Кросс”. Однако последние годы его жизни были посвящены монументальным панорамным картинам с водяными лилиями. Выставка этих работ открылась в Музее Оранжери в саду Тюильри всего через несколько месяцев после смерти Моне в возрасте 86 лет в 1926 году. Несмотря на ранние годы лишений, художник умер богатым и знаменитым.
Клод Моне, Японский пешеходный мост и бассейн с водяными лилиями, Живерни, 1899, холст, масло.
Моне поселился в Живерни, где он создал свои самые знаковые картинные серии.
В начале 1890-х годов Моне купил недвижимость и землю в деревне Живерни в Нормандии. Сады художника и пруд с водными лилиями послужили богатым источником вдохновения для его самых известных картин; сегодня они являются популярными туристическими направлениями. Он создал сотни картин с водяными лилиями за последние 30 лет своей жизни, исследуя сказочные эффекты отражений цветов в воде как на малых, так и на больших полотнах. В течение 1890-х годов Моне также создал свою знаменитую серию “Руанский собор”, а также серию “Стогов сена”, которая была представлена в галерее Дюрана-Рюэля и обрела широкую славу после своего дебюта.
Клод Моне, Парламент, заходящее солнце. 1903 г., холст, масло.
Художника вдохновляли встречи за границей в конце его карьеры.
С начала 1880-х до начала XX века Моне совершал поездки, чтобы рисовать серии, посвященные средиземноморским морским пейзажам в Италии и достопримечательностям Лондона, включая “Парламент” и “Мост Чаринг-Кросс”. Однако последние годы его жизни были посвящены монументальным панорамным картинам с водяными лилиями. Выставка этих работ открылась в Музее Оранжери в саду Тюильри всего через несколько месяцев после смерти Моне в возрасте 86 лет в 1926 году. Несмотря на первые годы лишений, художник умер богатым и знаменитым.
Клод Моне, Стог сена (Meules), 1890, холст, масло.
Наследие Моне занимает важное место в истории искусства.
Пойдя против течения Королевской академии живописи и сыграв ключевую роль в формировании совершенно нового художественного движения, Моне остается одним из самых известных художников в мире. Посетители со всего мира ежегодно стекаются в Музей Орсе (Musée d’Orsay) и Музей Мармоттан-Моне (Musée Marmottan Monet), чтобы полюбоваться его работами. В 2019 году Sotheby’s установил новый аукционный рекорд Моне, продав одну из его картин “Стог сена” (Meules) 1890 г., за 110,7 млн. долларов.