За каждым великим шедевром стоит своя драма — ведь у некоторых классических произведений, подоплека столь же захватывающая, как и сама музыка! Мы рассмотрим несколько печально известных историй, связанных с творчеством знаменитых композиторов.
Соната для скрипки соль минор или Соната “Дьявольская трель” (1713) Джузеппе Тартини
От поэзии до художественных произведений и кино, сны вдохновляли авторов на создание шедевров: вспомните «Ворона» Эдгара Алана По, «Постоянство памяти» Сальвадора Дали или фильм Кристофера Нолана «Начало».
Художник, проникшийся вдохновением, — явление не новое, но призраки, подталкивающие его к творчеству, способствуют рождению интересной истории. Именно так было в случае со скрипичной сонатой соль минор Джузеппе Тартини. Известная как «Дьявольская соната», пьеса появилась после того, как Тартини приснилось, будто он заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу (в стиле Дориана Грея). Вручив ему свою скрипку, дьявол исполнил сонату так прекрасно и чарующе, что у Тартини перехватило дыхание, и проснувшись, он поклялся воссоздать услышанное. Приложив перо к бумаге, Тартини создал это впечатляющее произведение, представляющее собой чудовищно сложную для исполнения пьесу даже для самых опытных исполнителей. Тертини считал «Дьявольскую трель» своей лучшей композицией, но всегда осознавал, что она никогда не сравнится с безупречным шедевром, который он услышал во сне от Дьявола.
Фантастическая симфония (1830) Гектор Берлиоз
Французский композитор Гектор Берлиоз жаждал того, что ему было недоступно — симпатии актрисы Харриет Смитсон. Увидев, как госпожа исполняет роль Офелии в «Гамлете», Берлиоз влюбился в нее с головой и написал ей подробное письмо с признанием в собственных чувствах. Однако она отвергла его ухаживания. Представление Берлиоза об идеальной женщине в образе Смитсон (прекрасной, но недостижимой) вдохновило его на создание симфонии, изображающей творца, которого постоянно преследует муза, правда некоторые источники утверждают, что во время работы над симфонией он был под воздействием опиума. Премьера состоялась в 1830 году, но только два года спустя госпожа Смитсон впервые услышала «Фантастическую симфонию» и предположила, что именно она могла послужить источником вдохновения. Они встретились и, в конечном итоге, поженились в 1833 году. К сожалению, брак оказался несчастливым, и через несколько лет супруги развелись.
Симфония №96 (1791) и №102 (1794) Йозеф Гайдн
Что может быть драматичнее безответной любви? Например, публика, уворачивающаяся от падающей люстры в концертном зале! Симфонию № 96 Гайдна нарекли “Чудесной” Симфонией. История гласит, что во время премьеры с купола концертного зала в разгар концерта упала люстра. Однако большинство источников сходятся во мнении, что в действительности это событие не было столь впечатляющим, а биограф Гайдна был неверно осведомлен, и на самом деле драма произошла на премьере Симфонии № 102 в Королевском театре «Хеймаркет» в Лондоне. Во время исполнения на «бис» финала Симфонии обрушилась люстра. К счастью, все двинулись вперед к сцене и пространство освободилось, так что никто не пострадал.
Весна священная (1913) Игорь Стравинский
Балет Стравинского » Весна священная» является подлинным драматическим шедевром — неровные музыкальные потоки и интерпретация русских народных мелодий придают этому произведению неистовую виртуозность, которой невозможно не увлечься. Балетно-оркестровое произведение, созданное в 1913 году, состоит из двух частей «Поцелуй земли» — языческий праздник весны, и «Великая жертва». Сюжет, лежащий в основе этой части, сам по себе драматичен и захватывающ, но порой правда куда любопытнее вымысла.
Премьера » Весны священной» в Театре Елисейских Полей стала настоящим мятежом ( в прямом смысле этого слова). С самого начала действа из зала раздавались крики — они стали настолько громкими, что артисты балета не слышали оркестр, а сам Стравинский скрылся за кулисами. Последовала драка (есть даже несколько свидетелей, которые утверждают, что кого-то вызывали на дуэль), и вызвали полицию. Что же вызвало всю эту суматоху? Была ли причиной тому музыка, ставшая поворотным моментом в классовом конфликте, или балетная постановка? Существует множество версий, говорящих в пользу каждой из них, но мы, вероятно, никогда этого не узнаем.
Симфония №5 ре минор, соч.47 (1937) Дмитрий Шостакович
На дворе год 1937-й, политические репрессии, голод и лагеря принудительного труда — все это охватило Советскую Россию. После осужденной оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович задался целью написать произведение, которое одновременно успокоило бы массы и соответствовало настроениям советской России — это было время, когда художники пропадали без вести, если их работы не нравились правительственным чинам.
Симфония №5 Шостаковича с ее решительным началом, за которым следуют нежные, трепетные струнные, с самого начала представляет собой напряженное музыкальное путешествие. Одни воспринимают симфонию как дань настроениям советской России, другие — как пассивно-агрессивный ответ композитора (своего рода «пошли вы» советским чиновникам). Учитывая, что один из его друзей был расстрелян, а другой арестован, можно с уверенностью сказать, что Шостакович пытался быть осторожен в своих музыкальных интенциях, и любые политические послания были глубоко спрятаны между нотными строками.