1981-1984 годы были периодом активной творческой деятельности, которые закрепили место Жана-Мишеля Баскии в летописи искусства. Первоначально работая под псевдонимом SAMO, Баския стал неотъемлемой частью социального круга, который определял культурную жизнь Нью-Йорка в то десятилетие. В 1981 году соучредитель Mudd Club Диего Кортес представил работы 21-летнего Баскии, который в то время был известен как уличный художник, на выставке «Нью-Йорк/Новая волна». В тот момент он уже был на пути к славе.
К 1983 году Баския попал в окружение бывшего куратора Метрополитен-музея Генри Гельдзалера. В том же году беседа между Гельдзалером и художником, опубликованная в журнале Interview, обозначила ставшие знаменитыми ключевые элементы творчества Баскии: власть, героизм и улицы. Несмотря на молодость, творческий потенциал художника и его политическая хватка позволили ему стать крупной силой, объединившей уличное искусство с живописью. Баския умер в 27 лет в 1988 году, став одним из ведущих художников, работавших в Нью-Йорке.
В течение последующих десятилетий Баския войдет в число наиболее дорогих художников на рынке искусства. Сейчас его работы продаются на аукционах за десятки миллионов, каждая из которых была завершена в короткий период между 1981 и 1984 годами. Ниже представлен обзор наиболее известных работ художника.
Без названия, 1982 г.
Год создания этой картины отмечен временем, когда Баския начал использовать в своих произведениях короны. Этот год также характеризуется значительным творческим ростом Баскии. В 1982 году он стал самым молодым художником, участвовавшим в Documenta, немецкой художественной выставке, которая проводится раз в пять лет. С момента продажи на аукционе в 2013 году картина «Без названия» продолжает оставаться центром всеобщего интереса. Она была включена в ретроспективу Баскии 2018 года в Фонде Луи Виттона в Париже, которая стала второй по посещаемости выставкой современного искусства в мире в том году.
Плоть и дух, 1982–83 гг.
Картина «Плоть и дух» была впервые выставлена легендарным дилером Тони Шафрази в 1983 году и считается показательной работой Баскии, поскольку выполнена с использованием исключительно нейтральной палитры. На картину нанесены нацарапанные изображения скелетов и совершены письменные отсылки к анатомии человека. Название картины позаимствовано из фундаментальной работы историка Роберта Томпсона «Flash of the Spirit» 1983 года, посвященной наследию африканского искусства в современной мировой художественной культуре.
Без названия, 1981 г.
Эта картина, которая так и осталась без названия, была создана в 1981 году, когда Баскии было всего двадцать лет. Она является примером ранней работы Жан-мишеля, написанной на холсте. Ее дебют случился на персональной выставке художника, в галерее современного искусства в Нью-Йорке. Хотя большая часть его работ выполнялась за несколько дней, над этим произведением Баския трудился в течение нескольких месяцев. На это, вероятно, повлияло стремление художника стать коммерчески успешным.
Ла Хара, 1981 г.
Историческая ценность «Ла Хары» неоспорима. Эта работа представляет собой отражение тенденции в практике Баскии, признающей историческую угрозу насилия, с которой сталкиваются маргинализированные городские сообщества. На картине изображен полицейский в форме за решеткой, увешанный знаками отличия. Ее название, на жаргоне “неориканцев”, означает «коп» и является одновременно намеком на происхождение Баскии и отсылкой к уличной культуре. Признанная за свою социально-политическую критику, работа была представлена в Музее Гуггенхайма в 2019 году. Выставка «Basquiat’s Defacement», была посвящена реакции художественного сообщества Ист-Виллиджа на убийство Майкла Стюарта, совершенное полицией.
Продолжение следует…