Перейти к содержимому
ТЕОРИКОН
8 (800) 201-10-32
  • О нас
    • Правила оплаты
  • Для Художников
    • Клод Моне. Париж-Живерни
    • Жюри
    • Положения
  • Для Музыкантов
    • TEORICON-MUSIC
    • TEORICON-SONG
    • TEORICON-JUNIOR
    • Жюри
    • Положения
  • Созвездие
    • Наши Звезды
    • Анкета
    • Наши Партнеры
  • Блог
  • Контакты
    • Инфопартнерам
Меню Закрыть
  • О нас
    • Правила оплаты
  • Для Художников
    • Клод Моне. Париж-Живерни
    • Жюри
    • Положения
  • Для Музыкантов
    • TEORICON-MUSIC
    • TEORICON-SONG
    • TEORICON-JUNIOR
    • Жюри
    • Положения
  • Созвездие
    • Наши Звезды
    • Анкета
    • Наши Партнеры
  • Блог
  • Контакты
    • Инфопартнерам
Блог > Художники > Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание
You are currently viewing Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

  • Запись опубликована:24.11.2021
  • Post category:Художники
  • Post comments:0 комментариев

В течение многих лет распространенным заблуждением относительно сюрреализма (лидерами которого являлись Рене Магритт, Сальвадор Дали, Макс Эрнст и другие), было то, что это исключительно европейское движение. Постепенно это мнение менялось. Борцы за права женщин добавили в список сюрреалистов таких художниц, как Леонора Каррингтон, Доротея Таннинг и Мерет Оппенгейм, а известные выставки в Европе привлекли повышенное внимание к таким фигурам, как Вифредо Лам, Эрве Телемак и Ремедиос Варо. По мере того, как новый взгляд на сюрреализм укоренялся среди современных молодых художников, расцвело и новое понимание этого движения.

Выставка Метрополитен-музея «Сюрреализм без границ» отражает этот тренд. Курируемая Стефани Д’Алессандро и Мэтью Гейлом выставка, которая после своего пребывания в Нью-Йорке отправится в Tate Modern в Лондоне, стремится доказать, что сюрреализм вряд ли ограничивается Европой. В любом случае, она свидетельствует о том, что сюрреализм зародившийся в Париже в 20-х годах, невозможно сдержать. Его ветви протянулись от Франции до Филиппин, и в ходе этого процесса, привлекли внимание любопытствующих художников, которые стремились воспроизвести и перевернуть европейскую мечтательность, вдохновленную Фрейдом.

На выставке «Сюрреализм без границ» представлены работы известных художников — Дали, Таннинга, Лама и других. Однако подавляющее большинство из 300 с лишним работ, принадлежат тем, кого трудно назвать именитыми.  Ниже мы рассмотрим, как пять не слишком известных художников сумели по-новому взглянуть на сюрреализм, запечатлев его в своих работах.

Харуэ Кога

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Кога Харуэ, Umi (Море), 1929

В Европе сюрреализм обычно рассматривался как отказ от разума в пользу иррационального и необъяснимого. За пределами континента некоторые художники считали это направление ошибочным. Японские художники, подхватившие движение сюрреалистов, рассматривали разум как концепцию, заимствованную из эпохи Просвещения, которая была для них бесполезна. Рассматривая сюрреализм, появившийся в Западной Европе, как забаву среднего класса, они стремились не избавиться от реальности, а принять ее во всей ее странности. «Если мы противопоставим возражения пролетарских художников внутренним противоречиям сюрреалистической школы Бретона, — писал поэт Такэнака Кюсити, — мы сможем достичь еще более высокой формы сюрреализма — нового сюрреализма, который является научным сюрреализмом».

Среди выразителей этого стиля был Кога Харуэ, чьи картины перекликались с другим зарождающимся художественным направлением в Японии, известным как кикай-сюги или машинизм, которое рассматривало бесчувственное состояние машин как то, к чему следует стремиться. На таких картинах, как » Umi» («Море») 1929 года, Кога изображает причудливый морской пейзаж, в котором непонятно, где кончается суша и начинается океан. Морская сцена населена полосатыми рыбами, которые плавают среди разрезанной на части подводной лодки и того, что кажется промышленным предприятием. Тем временем женщина в купальном костюме готовится к прыжку. Композиция, с ее плоской перспективой и противоречивыми элементами, намеренно обескураживает и совершенно не напоминает реальную жизнь. Если это и отражение реальности, то это явно оригинальный взгляд Коги на эту тему.

Алиса Раон

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Алиса Раон, La balada para Frida Kahlo («Баллада для Фриды Кало»), 1955-56 гг

В равной степени, как многих иностранцев притягивала в Париж перспектива сблизиться с сюрреалистами, некоторые европейцы покидали родину в надежде оказаться в экзотической среде, которая, по их мнению, была более благоприятной для создания сюрреалистического искусства. Одним из таких художников, покинувших столицу Франции была Алиса Раон, которая уехала в 1939 году, когда началась Вторая мировая война. Она отправилась сначала в Нью-Йорк, а позже на северо-запад к Тихому океану, где встречи с коренными народами вдохновили ее на создание картин. Следуя по стопам Фриды Кало, которая к тому времени стала сенсацией в Европе, она оказалась в Мехико.

Будучи не только художником, но и поэтом, Алиса завязала длительную дружбу с Фридой, которую увековечила в своей картине 1955-56 годов «Баллада о Фриде Кало» (La balada para Frida Kahlo). В этой работе, процессия крошечных фигурок шествует среди города, который изображен на холодном голубом фоне. На создание этой картины Раон вдохновила прогулка с художницей по площади Пласа-де-Койоакан в Мехико, где она стала свидетелем фестиваля.  С помощью своих работ, Раон стремилась передать энергию наскальных рисунков, которые видела в Альтамире. «В древнейшие времена, — писала она, — живопись была магической».

Майо

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Майо, Coups de bâtons (Удары дубинками), 1937

В Египте сюрреализм получил распространение в конце 30-х годов в рамках группы «Искусство и свобода». Выставка, проходившая в парижском Центре Помпиду в 2017 году, помогла возродить интерес к ней в Европе. Ее членов объединяет решимость отделить египетский сюрреализм от европейского — художники открыто выражали свою озабоченность колониализмом, угнетением женщин и буржуазной эстетикой. Художник Юсуф аль-Афифи, например, считал сюрреализм «не более чем современным техническим определением того, что мы называем воображением, свободой выражения и свободой действий, а Восток был домом для всего этого с начала времен».

Работы этих художников кажутся не такими уж отличными от тех, что создаются во Франции, Испании и других европейских странах. Картины Инджи Эффлатуна, Рамзеса Юнана и Камеля аль-Тельмисани, как правило, включают в себя те же искаженные тела и таинственные фигуры, которые можно увидеть в работах Сальвадора Дали. 

Майо родился в Порт-Саиде (Египет) и был свидетелем ряда конфликтов, с которыми столкнулась его родная страна. На его картине Coup de batôns («Удар дубинкой») 1937 года, хаотичное расположение тел с изогнутыми ногами и руками отсылает к жестокости полиции на уличной акции протеста против классового разделения, проведенной в Каире рабочими группами и студенческими профсоюзами. Композиция рассказывает о том, что сам Майо лично наблюдал, сидя в кафе во время акции.

Скандер Богоссян

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Скандер Богоссян, Ночной ночной полет ужаса и восторга, 1964

Париж был эпицентром таких художественных движений, как импрессионизм, фовизм, кубизм и, естественно, сюрреализм, поэтому французская столица стала местом притяжения для начинающих художников всех мастей в первой половине XX века и в послевоенное время. Скандер Богосян, выходец из Эфиопии, был среди художников, которых привлекла в город его богатая история. Работая в Лондоне и Париже, Богоссян смог увидеть работы художников, связанных с Андре Бретоном, но наиболее сильный след оставили работы кубинского художника Вифредо Лама. Наблюдая за тем, как Лам использует образы, обычно связанные с афро-карибскими традициями, Богоссян отметил: «я настолько впечатлен драматической игрой сил в работах этого художника, что получил «телесный шок» при взгляде на них».

Как и Лам, Скандер Богоссян опирался на свое собственное наследие и объединял его с приемами, заимствованными из сюрреализма. В картине «Ночной полет ужаса и восторга» (1964), художник объединяет человека и животное, такой прием часто встречается в работах европейских сюрреалистов. На фоне звездных мерцаний два существа путешествуют по темному небу; Богоссян создал коллаж на холсте, чтобы сделать его более грубым и фактурным. Эту сцену можно рассматривать как метафору состояния самого Богосяна, учитывая, что он однажды сказал, что считает себя «африканским художником во «времени и пространстве» в поисках себя и своих корней».

Эрнандо Р. Окампо

Сюрреализм за пределами Европы: 5 выдающихся художников получивших признание

Эрнандо Р. Окампо, Мрачная, 1939-49 гг

Труды Зигмунда Фрейда имели большое значение для сюрреалистов, которые черпали вдохновение в исследованиях психоаналитика о скрытых желаниях человека. Однако не все художники за пределами Европы были настолько увлечены фрейдистской теорией. На Филиппинах, Эрнандо Руис Окампо принадлежал к числу тех, кто не имел «сознательного намерения создать образ в духе Фрейда». Член группы, известной как «Тринадцать модернистов», которая способствовала развитию этого течения в стране, Окампо был самоучкой и стремился придать сюрреализму откровенно политический контекст.

В таких работах, как Glooming (1939-49), Окампо широко использовал католические образы в фантастических мирах. Католицизм имеет сложную историю на Филиппинах, где в XVI веке испанские колонизаторы насильно обратили в свою веру жителей страны. В начале и середине XX века филиппинцы исповедовали свою религию как форму сопротивления. На переднем плане картины Glooming изображена зловеще выглядящая тень распятия перед гигантской женской головой, рассеченной надвое. Рядом с ней из земли торчит оторванная рука, а вдали виднеются высокие здания. Картины, подобные » Мрачной», не понравились французским авангардистам, которые решительно выступали против использования католических образов в искусстве.

Метки: Алиса Раон, Кога Харуэ, Скандер Богоссян, Сюрреализм, Эрнандо Р. Окампо, Эухенио Гранел

Еще статьи

Предыдущая записьСамые известные работы Жан-Мишеля Баскии (часть II)
Следующая записьРаспри, грезы и трагедии: Исторические факты о классической музыке

Вам также может понравиться

Как семья Медичи подняла искусство эпохи Возрождения на новые высоты.

Как семья Медичи подняла искусство эпохи Возрождения на новые высоты.

09.09.2021
Самые известные работы Жан-Мишеля Баскии (часть I)

Самые известные работы Жан-Мишеля Баскии (часть I)

05.10.2021
25 величайших похищений произведений искусства всех времен (часть I).

25 величайших похищений произведений искусства всех времен (часть I).

15.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Главная
  • Конкурсы Для Художников
  • Конкурсы Для Музыкантов
  • Контакты
Copyright © МЦАИ «ТЕОРИКОН» 2023. Все права защищены